«Живопись, — пишет Леонардо, — наука и законная дочь природы..., родственница Бога». Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж. В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой «Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. Леонардо да Винчи. Этюд «Женские руки». Леонардо да Винчи. Этюд «Женские руки». Леонардо да Винчи. Этюд «Головы воинов». Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт. Этюд был написан для «Битвы при Ангьяри». Он отличается необыкновенной экспрессией, что оказало значите тельное воздействие на маньеристов. смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников. С Этюды женских голов для утраченной «Стоящей Леды» (около 1509). Виндзор, Королевская библиотека. итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий. Мадонна Бенуа, 1478 г Мадонна Литта,1490 г.превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники). Тайная вечеря. 1495-1497 годы. Живопись на стене. Санта-Мария-делла-Грацие, Милан. «Тайная вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», Принадлежит к поздним произведениям Леонардо (красноватая бумага, наклеенная на холст; уголь; белила). Национальная галерея, Лондон Этот этюд, вероятно, был написан во время второго пребывания художника во Флоренции — сложная группировка фигур типична для композиционных поисков именно начала 16 века. Леонардо да Винчи. Анатомический чертеж. Леонардо да Винчи. Анатомический чертеж.
|