Что такое экономика?
В Древней Греции под словом «экономика» понимали ведение домашнего хозяйства, которым руководит хозяин или нанятый им человек. В центре экономических процессов всегда были конкретные люди — собственники, производители, посредники. От успешного ведения хозяйства зависело благосостояние тысяч граждан. Прошли столетия и эпохи. Слово «экономика» приобретало разное содержание, но суть его оставалась все той же, изменились лишь масштабы этого понятия. Теперь, говоря об экономике, мы имеем в виду не столько домашнее, сколько общественное, национальное и мировое хозяйство. Несравненно более сложными стали процессы производства, усовершенствовались системы посредничества и торговли. Не изменилось одно — в центре всего, что происходит, находятся конкретные люди с их потребностями, которые и являются двигателями развития цивилизаций. Именно потребности во все времена заставляли людей одолевать огромные расстояния в поисках новых земель и рынков сбыта, осваивать неизведанные территории. Именно потребности были и остаются главным стимулом развития науки, техники и производства, способствуя тем самым расцвету культуры и образования и повышению уровня жизни. Каждый из нас стремится жить как можно лучше. Однако сделать это не так уж легко. Издавна эту проблему люди решали по-разному. Одни ограничивались самыми необходимыми вещами, другие силой или обманом отбирали у своих ближних все, что можно было отнять, третьи совершенствовали средства производства, делали изобретения, находили новые источники прибыли, осваивали новые территории, новые промыслы. Наука и технологии достигли очень высокого уровня развития, но даже его недостаточно для удовлетворения всех потребностей человечества. Поэтому такое большое значение приобретает изучение современной экономики, знания которой помогут значительно повысить уровень нашего благосостояния, к чему мы и стремимся.
Экономика как наука
Как и каждая наука, экономика имеет свои законы, принципы, правила, по которым развивается. Она рассматривает все сферы человеческого бытия, так или иначе отражает все процессы, происходящие в обществе, — от политических до бытовых, поэтому изучение ее предусматривает применение достижений практически всех предметов, которые изучаются в школе. Наиболее тесно экономика связана с такими науками, как математика, право, социология, география, история, политология, психология. Географические знания дают возможность выяснить роль природных условий, сырьевых ресурсов разных территорий в размещении производства товаров и услуг. Изучение истории поможет выявить закономерности становления и развития хозяйства и понять состояние мировой экономики. Знания политологии призваны объяснить и определить роль государства и отдельных общественных групп в функционировании экономики. Исследование экономики невозможно без знания законодательных актов, которые регулируют общественные взаимоотношения как внутри страны, так и на международном уровне, поэтому связи экономической науки с правоведением очень тесные. Знания психологии дают возможность выявлять особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях, выяснять мотивы, вынуждающие его действовать так или иначе. Экономика широко использует формулы, уравнения, графики для анализа и иллюстрации тех или иных процессов и явлений, поэтому она тесно связана с математикой и ее отраслями.
Предмет и составные части экономической науки
Экономическая наука разрабатывается и развивается экономистами разных течений и направлений, отсюда существуют различные определения ее предмета. Наиболее общим и коротким является следующее: экономика — это наука об основах хозяйствования. Хозяйственная деятельность — деятельность людей, направленная на обеспечение материальных условий жизни. Для осуществления такой деятельности необходимо ответить хотя бы на несколько ключевых вопросов:
1. Что из товаров и услуг произвести и в каком количестве, чтобы потребности людей удовлетворить как можно полнее, а производство стало высокоэффективным?
2. Как производить товары и услуги, то есть какие ресурсы и какие технологии необходимо использовать, чтобы созданный продукт был более доступен потребителям?
3. Для кого производить, ведь у каждой социальной группы имеются свои потребности, а для их удовлетворения необходимы самые разные товары и услуги?
Определившись с ответами на данные вопросы, можно приступать к производству необходимых благ. Но это невозможно без глубоких знаний основных экономических механизмов. Для удобства их изучения и исследования экономическую науку условно делят на две части — макроэкономику и микроэкономику.
Макроэкономика — наука о хозяйстве в целом. Она изучает общие черты национальной экономики, то есть экономику определенной страны, ее механизмы, факторы и принципы действия, а также исследует процессы формирования национального дохода страны, финансовую политику правительства, регулирование государством экономического развития и т.п. Сюда же относится изучение законов функционирования мировой экономики и взаимодействия национальных экономик, так необходимое в современную эпоху.
Микроэкономика изучает деятельность предприятий и потребителей, формы взаимодействия между ними и оптимальные варианты этих взаимоотношений. Она же анализирует отдельные элементы хозяйства (домохозяйства, фирмы, отраслевые хозяйства), изучает вопросы организации предпринимательской деятельности.
Человек есть социальное существо, подчиненное законам и обычаям того общества, к которому принадлежит. История знает немало фактов, когда своеобразность образа жизни, культурно-психологические, религиозные и другие обычаи предопределяли возникновение или исчезновение отдельных отраслей хозяйства. Исламские законы, например, запрещают, употреблять свинину, алкоголь и табак, поэтому в хозяйствах мусульманских стран отсутствуют собственные отрасли, вырабатывающие данную продукцию. В Индии корова считается священным животным:
как следствие, производство говядины здесь практически не ведется. Вместе с тем религиозные обычаи индусов предопределяют расходы на разнообразные обряды, благодаря чему здесь процветает производство обрядовых атрибутов. Подобных примеров множество, и это свидетельствует, что экономические знания нужны во всех сферах человеческой деятельности. Поэтому для экономиста важно также знать традиции, религии многих народов, их культуру, историю и другие общественные науки.
|