Выводим данные в заданном месте экрана Экран компьютера в
текстовом режиме представляет собой условную сетку из столбцов и строк. В
стандартном режиме таких столбцов 80 (т. е. в строке может разместиться не более
80 символов), а строк 25. В Бейсике есть оператор, который позволяет
управлять выводом данных на экран, что существенно повышает восприятие программ
пользователем. Текст или результаты вычислений всегда выводятся на экран начиная
с той позиции, в которой на момент вывода находится курсор. Изменить эту позицию
поможет оператор locate. Правильно записывается он так:
LOCATE Y,X
где х — номер столбца экрана, a y — номер строки (0<х<80 и
0<у<25). В операторе locate используются две величины, которые мы будем
называть операндами. В этом операторе они должны быть целыми. Например,
команды
CLS:LOCATE 13,40:?"S" .
позволяют
последовательно:очистить экран и перевести курсор
в позицию Х=0, Y=0;перевести курсор в позицию Х=40,
Y=13;напечатать в центре чистого экрана
букву S. Выполним ряд упражнений с
использованием оператора locate. 64. Наберите и запустите программу, которая
выведет в центре чистого экрана ваши имя и фамилию. Обеспечьте симметричное
расположение надписи относительно сторон экрана. 65. Укажите последовательные
положения курсора. Предскажите, как будет расположен текст на экране после
исполнения следующих маленьких программ:LOCATE 20,7:CLS:?"HE
ТУДА"LOCATE 12,10:?"А ГДЕ ЖЕ
ТЕКСТ?".-CLS CLS:?"E111E РАЗ НЕ ТУДА": LOCATE
0,0 66. С помощью нескольких
команд напечатайте слова "Раз!" и "Два!" в разных местах экрана. 67. Напишите
программу, которая вычислит и напечатает в центре чистого экрана значение
выражения: 23+33+43+5J. Над ним в качестве заголовка напечатайте надпись
"Сумма кубов". 68. В центре чистого экрана выведите слово "СЕРЕДИНА",
окруженное рамкой из звездочек, как показано ниже:
69. Напечатайте свое имя
по диагонали, начиная от верхнего левого угла экрана. Итак, мы научились
вычислять и красиво выводить полученные результаты на экран. А теперь мы
научимся вводить эти самые исходные данные.